Уважаемые граждане! Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в российской федерации
Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Иностранные граждане, имеющие право работать без разрешительных документов:
□ Постоянно проживающие на территории РФ (имеющие вид на жительство);
□ Временно проживающие в Российской Федерации (имеющие разрешение на временное проживание);
□ Являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
□ Являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
□ Являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
□ Являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
□ Обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
□ Обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающие в свободное от учебы время в этих
образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в
хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
□ Приглашенные в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно — исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего
образования образовательными организациями высшего образования,
государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и
инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
□ Приглашенные в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемые помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
□ Прибывшие в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно
исследовательской и (или) педагогической деятельности;
□ Приглашенные в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
□ Прибывшие в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности (творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической), в течение срока, не превышающего тридцати суток;
□ Являющиеся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
□ Осуществляющие трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
□ Признанные беженцами на территории Российской Федерации, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
□ Получившие временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища;
□ Граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении (из стран, входящих в таможенный союз стран ЕАЭС).
Если иностранный трудовой мигрант не имеет вышеуказанных статусов, то для осуществления трудовой деятельности он должен получить следующие документы:
— патент (для пребывающего иностранного гражданина в Российской Федерации в безвизовом порядке);
— разрешение на работу (для пребывающего иностранного гражданина в РФ в визовом порядке). В случае трудоустройства иностранного работника, прибывшего из стран с визовым режимом въезда, работодатель должен иметь разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Порядок действий при оформлении работодателем на работу иностранного гражданина необходимо:
- выяснить законность пребывания иностранного гражданина на территории РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №°115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
- выяснить статус иностранного гражданина, так как существуют
статусы иностранных граждан, дающие им право работать без
разрешительных документов. В случае отсутствия статуса иностранного гражданина, дающего ему право работать без разрешительных документов, у иностранного гражданина должен быть оформлен патент или разрешение на работу;
- заключить с иностранным работником трудовой (гражданско-
правовой) договор;
- уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении трудового договора.
ВАЖНО!
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» все работодатели (без исключения) обязаны уведомлять территориальный орган МВД России о заключении и прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Формы и порядок уведомления утверждены приказом от 30 июля 2020 г. № 536 «Об утверждении формы ходатайства ИГ (ЛБГ) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении ИГ (ЛБГ) трудовой деятельности на территории РФ», который вступил в силу с 01.01.2021 года.
Приказом МВД России утверждены: новая форма ходатайства ИГ (ЛБГ) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста; порядок заполнения ходатайства ИГ (ЛБГ) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста; форма уведомления о трудоустройстве ИГ (ЛБГ) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации; порядок представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации; форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) — высококвалифицированному специалисту; порядок подачи работодателями заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) — высококвалифицированным специалистам; форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства); форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства); порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
Если работодатель не уведомил (уведомил с нарушением сроков, нарушил порядок (форму) уведомления установленных законодательством), он привлекается к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
— на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяется правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулируются отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.