Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления состоит из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативно правовых актов Ставропольского края. Закон № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления (преамбула и статья 2 Закона № 89-ФЗ).

         В целях недопущения нарушений обязательных требований в области обращения с отходами, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами и имеющим отходы 1-5 классов опасности необходимо:

         1. Вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (часть 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

         2. Осуществлять отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 14 Закона № 89-ФЗ).

         Критерии отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.

         Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020               № 1027.

         Порядок проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации                         от 08.12.2020 № 1026.

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242.

         3. Осуществлять обращение с группами однородных отходов I – V классов опасности:

         — группа однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств»;

         — группа однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств»;

         — группа однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства»;

         — группа однородных отходов «Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства»;

         — группа однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер»;

         — группа однородных отходов «Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей»,

         в соответствии с требованиями при обращении с группами однородных отходов I – V классов  опасности, утвержденными приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 (начало действия документа – 01.03.2022).

         4. Осуществлять обращение с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

         5. Осуществлять обращение с отходами I – II классов опасности, образующимися в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуального предпринимателя, юридического лица, в соответствии с требованиями статьи 14.4 Закона № 89-ФЗ (применение с 01.03.2022).

         6. Ежегодно представлять в территориальный орган Росприроднадзора отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» (пункт 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

         7. При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории) в соответствии с положениями статей 16 – 16.4 Закона № 7-ФЗ. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

         8. Осуществлять накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать также правилам благоустройства муниципальных образований (части 1,3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

         Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют введение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требованиям к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

         Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

         В соответствии с пунктом 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления (далее соответственно – заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее – заявка). Порядок рассмотрения заявки, а также основания отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов определены пунктами 5 – 10 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

         Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

         Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (части 4 – 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

         Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

         При обращении с отходами производства и потребления запрещается:

         — сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 закона № 7-ФЗ);

         — размещение отходов I – V классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (пункт 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ);

         — размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, за исключением размещения до 01 января 2023 года твердых коммунальных отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ);

         — захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (пункт 2 статьи 51 закона № 7-ФЗ);

         — захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (часть 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации  от 25.07.2017 № 1589-р);

         — захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (часть 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, часть 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ);

         — захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведении горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (пункт 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ);

         — применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (пункт 10 статьи 12 Закона № 89-ФЗ);

         — хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специализированных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

         Обращение с отходами производства в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, подлежит контролю (надзору) органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальными органами.

         9. При обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащими переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать следующие требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятого Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59:

         1) отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно Приложению 2 к настоящему техническому регламенту.

         2) при обращении отработанной  продукции запрещается:

         — сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования;

         — вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением;

         — смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств – членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды;

         — смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения;

         — применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

         10. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах II. III категорий, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, подлижащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным предоставляется в министерством природных ресурсов и охраны окружающей Ставропольского края (далее — министерство) (части 2 – 4, 6, 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ, статья 26 Закона № 89-ФЗ).

         Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

         Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

         11. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют в министерство декларацию о воздействии на окружающую среду (части 1, 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ).

         Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения утверждены приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

         Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 6 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ).

Ответственность за нарушение обязательных требований

         Часть 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа:

         — на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей;

         — для должностных лиц от 10 до 30 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

         — на юридических лиц — от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в виде административного штрафа:

         — на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей;

         — для должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 до 70 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

         — на юридических лиц — от 250 до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа:

         — на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей;

         — для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 70 до 80 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

         — на юридических лиц — от 400 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 3.1. статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от 10 до 15 тысяч рублей;

— для должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Часть 3.2. статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от 20 до 30 тысяч рублей;

— для должностных лиц от 40 до 60 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой;

— на юридических лиц — от 60 до 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

Часть 3.3. статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от 40 до 50 тысяч рублей;

— для должностных лиц от 60 до 80 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 100 до 120 тысяч рублей.

Часть 3.3. статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.3 настоящей статьи, в виде административного штрафа:

— на граждан в размере от 60 до 70 тысяч рублей;

— для должностных лиц от 80 до 100 тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой;

— на юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой.

         Часть 4 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа:

         — на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей;

         — для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

         — на юридических лиц — от 300 до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Часть 5 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в виде административного штрафа:

         — на граждан в размере от 5 до 6 тысяч рублей;

         — для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

         — на юридических лиц — от 500 до 600 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Часть 6 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния в виде административного штрафа:

         — на граждан в размере от 6 до 7 тысяч рублей;

         — для должностных лиц от 50 до 60 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 60 до 70 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

         — на юридических лиц — от 600 до 700 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Часть 8 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, в виде административного штрафа:

         — на должностных лиц в размере от 20 до 40 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 60 тысяч рублей;

         — на юридических лиц — от 200 до 350 тысяч рублей.

         Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности в виде административного штрафа:

         — на должностных лиц в размере от 20 до 40 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 60 тысяч рублей;

         — на юридических лиц — от 200 до 350 тысяч рублей.

         Часть 10 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в виде административного штрафа:

         — на должностных лиц в размере от 20 до 40 тысяч рублей;

         — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 60 тысяч рублей;

         — на юридических лиц — от 200 до 350 тысяч рублей.

         Статья 8.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, в виде административного штрафа:

         — на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей;          — на юридических лиц от 20 до 80 тысяч рублей.