Памятка для учащихся и их родителей «Противодействие экстремизму»

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике экстремизма.

Что такое экстремизм?

 Основные признаки экстремистской деятельности:

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 

— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

— совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие, а их организации, подготовке и осуществлении, в т. ч. путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основные особенности экстремизма в молодежной среде

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

Экстремизм наблюдается чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же где условия способствуют игнорированию прав личности. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. Экстремизм характерен для обществ и групп, принявших идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Кто подвержен риску стать экстремистом?

Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы — они», также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тотальная секта, дающая простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Обобщенный, собирательный «портрет» экстремиста

Следует сказать, что его наиболее существенными чертами являются:

— предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач;

— стремление идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;

— нечувствительность к чужой боли, страданиям и потерям;

— относительно невысокие показатели интеллекта;

— замещение моделей действий, основанных на знании, воображением.

Основные права личности

Для того чтобы не стать жертвой экстремистских организаций, необходимо помнить свои права, соблюдать и уважать права других людей, а именно:

— быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;

— чувствовать уважение к себе;

— принимать решение о том, как проводить время;

— спросить о том, в чем есть необходимость;

— быть выслушанным и воспринятым всерьез;

— иметь свое мнение;

— придерживаться определенных политических взглядов;

— делать ошибки;

— говорить «нет», не испытывая чувства вины;

— отстаивать свои интересы;

— говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;

— иногда терпеть неудачу;

— говорить «я не понимаю»;

— делать заявления, не требующие доказательств;

— получать информацию;

— иметь успех;

— отстаивать свою веру;

— придерживаться собственной системы ценностей;

— иметь время на принятие решений;

— брать на себя ответственность за собственные решения;

— иметь личную жизнь;

— признаваться в незнании;

— меняться (развиваться);

— выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;

— не нести ответственности за проблемы других людей;

— заботиться о себе;

— быть индивидуальностью;

— запрашивать информацию у профессионалов;

— не зависеть от одобрения других людей;

— самому судить о собственной значимости;

— выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;

— быть независимым;

— быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;

— не оправдываться.

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его, облегчает решение проблемы профилактики экстремизма и воспитания терпимости к другим людям, другой вере, национальности, терпимости к другому мнению (толерантности).

 Признание — это способность видеть в другом человеке именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.